Азербайджанский национальный костюм

Национальный костюм Азербайджана: описание

Азербайджанский национальный костюм

Национальный костюм каждого народа отражает его исторические и культурные ценности. Изучая временные промежутки развития той или иной нации, можно проследить изменения, которые претерпевала традиционная одежда, а также выявить особенности, остающиеся на протяжении веков неизменными. Описание национального костюма Азербайджана представлено вашему вниманию в статье.

История костюма азербайджанцев

История азербайджанской национальной одежды уходит корнями в далекое прошлое. При археологических раскопках были обнаружены швейные принадлежности из третьего тысячелетия до н.э. Найденные печати, глиняная посуда, золотые украшения, относящиеся к V веку до н.

э., уже могут дать некоторое представление о материальном развитии азербайджанцев. В VI веке нашей эры шелководство прочно обосновалось в Азербайджане.

Этот вид ремесла развивался на протяжении многих веков, а производимые там ткани из шелка были самыми лучшими в мире. Помимо шелка мастера использовали и привозные ткани: парчу, ситец, бархат, сукно.

Культурой Азербайджана было предусмотрено, что на тканях почти всегда присутствовали всевозможные орнаменты. Все они навеяны красотой природы этого края. Чаще всего изображались:

  • цветы граната, айвы, розы, лилии, ириса и гвоздики;
  • птицы одиночные или в паре – павлин, голубь, куропатка, соловей;
  • животные – лошадь, газель, черепаха.

Также на ткани вышивали:

  • различные геометрические узоры – квадраты, ромбы, круги;
  • изображения предметов быта (например, кувшина);
  • элементы доисламской символики – схематичные изображения небесных светил.

Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.

Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.

Изменения в костюмы вносились по мере развития культуры Азербайджана, его народа и освоения новых видов ремесел. Также большую роль играли важные исторические события, например, войны. Если рассмотреть мужской костюм в военное время и в современности, то можно проследить, что детали, необходимые для ношения оружия, в наше время утратили свои функции и стали декоративными.

Женский национальный костюм

Традиционный женский азербайджанский национальный костюм представлен несколькими элементами. В основном он состоял из рубашки, кафтана длиной до пояса и длинной многослойной юбки. Самыми распространенными видами верхней женской одежды были:

  • Уст кейнейи – рубашка с длинными рукавами из шелка разновидностей гановуз и фай. Рукава могли быть прямого кроя либо с небольшой оборкой. На шее она застегивалась на одну пуговицу. Рубашку украшали красивой золотой тесьмой, впереди по нижнему краю могли повесить нитку с настоящими монетками.
  • Чепкен – своего рода кафтан, который надевался поверх рубашки и плотно облегал тело. Особенности чепкена: наличие подклада, ложные длинные рукава, заканчивающиеся манжетами. Благодаря наличию уникальной детали – чапыг – чепкен выгодно подчеркивал красоту женской фигуры.
  • Архалук – почти то же, что и чепкен, только с подолом внизу. Подол был гофрированным или плиссированным. Архалуки могли быть как облегающими фигуру, так и прямого, свободного кроя с разрезами по бокам. Накладные рукава заканчивались рукавицами. Архалуки делились на праздничные и будничные. Отличались они выбором ткани и количеством орнаментов.
  • Леббаде – стеганый халат с открытым воротом, подвязывающийся на поясе тесьмой. Рукава у леббаде были короткими, а у подола от пояса по бокам имелись разрезы.
  • Эшмек – стеганый кафтан с открытыми грудью и подмышками, внутри обшитый мехом хорька.
  • Кьюрду – стеганая безрукавка из велюра с разрезами по бокам. Особо популярным считался хорасанский кьюрду, который шили из желтой кожи с вышивкой, выполненной золотыми нитками.
  • Бахари – велюровая стеганая одежда с прямыми рукавами до колен.
  • Кьюлече – верхняя одежда с гофрированным подолом до колен и рукавами по локоть.
  • Туманы – шелковые или шерстяные юбки длиной до пола, состоящие из двенадцати кусков ткани. Туманы могли быть гофрированными или плиссированными. В качестве украшения использовались помпоны из золотых или шелковых ниток. Часто носили по 5-6 юбок одновременно.
  • На улицу женщина не могла выйти без чадры, закрывающей ее с головы до ног, и рубенда – ткани, скрывающей лицо.

Аксессуары

Помимо яркой одежды, образ азербайджанки изобиловал множеством деталей. Поверх архалуков женщины носили пояс. Пояса были золотыми и серебряными, а иногда и кожаными, украшенными монетами или блестящей бляшкой.

Использовали и вышивку, и отделку тесьмой и кантами, бисером и монетками, различными цепочками, пуговками, брошками и бляшками. Азербайджанские мастерицы умело пользовались всеми материалами, превращая вещи в настоящие произведения искусства.

А вышивание стало отдельным, очень развитым ремеслом.

Украшения

Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец.

Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет.

Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.

Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.

По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.

Головной убор

По головному убору тоже было видно, замужем женщина или нет. Молодые девушки носили маленькие шапочки в виде тюбетейки, а замужние – нет. Головные уборы надевали одновременно несколько штук.

Сначала в специальный мешочек прятали волосы, затем надевали шапочку (незамужние), а сверху повязывали келагаи – разноцветные платки.

Азербайджанские женщины после свадьбы надевали несколько платков без шапки.

Качество ткани показывало, насколько состоятельная у девушки семья. Повседневная одежда обычно шилась изо льна, шерсти и ситца. А вот наряды были шелковые, парчовые, бархатные.

Обувь

На ноги азербайджанки обували туфли без задников, которые также были украшены вышивкой, или сафьянные сапожки. Под обувь носили узорные чулки из хлопка или шерсти (овечьей, верблюжьей) – джорабы. Праздничные джорабы, украшенные орнаментами, даже передавались по наследству из поколения в поколение.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм мужчин Азербайджана менее яркий, но весьма колоритный. Главным атрибутом и символом мужественности считался головной убор. Его нельзя было снимать ни при каких обстоятельствах.

Единственной причиной, когда азербайджанец оставался с непокрытой головой – религиозный праздник намаз.

Если шапку сбивали насильственным путем в ходе ссоры или драки, это могло послужить началом конфликта для обеих семей, и вызвать вражду на многие годы.

Папаха

Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы.

Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости.

Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.

Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины.

У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля.

Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.

Башлык

Еще одним популярным видом головного убора был башлык – капюшон на суконной основе с довольно длинными хвостами. Для домашнего использования предназначались маленькие шапочки – арахчыны. При выходе на улице на арахчын надевали папаху.
Для сна использовали тескулах, ведь даже ночью нельзя было оставаться без убора. На различные празднования азербайджанцы надевали шапки из каракуля.

Из чего состоял национальный мужской костюм?

Национальный костюм Азербайджана (мужской) состоял из нескольких основных частей:

  • нижняя рубашка,
  • кальсоны,
  • верхняя рубашка,
  • шаровары,
  • архалук;
  • суконная чуха (черкеска).

Азербайджанские мужчины сначала надевали нижнюю рубашку, кальсоны, затем верхнюю рубашку, сверху архалук, а затем чуху. На чухе были нашиты газырницы – гнезда для хранения патронов. В холода сверху носили длинную шубу из овчины.

Верхняя рубашка была белого или синего цвета. Ее шили из сатина или атласа. Застежка была в виде петли или на пуговице. Архалук шили однобортным или двубортным, с воротником-стойкой.

У однобортного архалука застежка была на крючках, у двубортного – на пуговицах. Он был сшит по фигуре. Подол архалука украшался оборками, рукава были прямыми, зауженными книзу. В холодную погоду сверху кальсон надевали шаровары из шерсти.

Они были довольно широкими для удобства передвижения на конях.

Важным дополнением к национальному костюму Азербайджана был пояс. Шили и кожаные, и серебряные, и шелковые, и парчовые пояса. Они были предназначены для ношения оружия и других необходимых мелких вещиц. Пояс надевали поверх архалука.

Вообще, вид азербайджанца-воина захватывает дух: черкеска, подчеркивающая широкие плечи и узкую талию и бедра, стройные ноги в черных сапогах – все это сочетается в мужественный и благородный образ.

Обувь

В качестве обуви азербайджанские мужчины использовали кожаные башмаки или сапоги. Они были однотонными, без узоров и украшений. Позже популярными стали блестящие резиновые калоши. В качестве домашней обуви использовали сафьяновые чувяки на плоской подошве.

Вместо послесловия

В современной жизни уже редко можно встретить людей в национальных костюмах, но это не значит, что они забыты. Наоборот, модельеры мира используют многие их элементы в своих коллекциях. И это оправданно: в традиционном костюме азербайджанского народа сплелись воедино красота, гармония, эстетика. Это воплощение культурных ценностей, пронесенных сквозь время.

Источник: http://fb.ru/article/358071/natsionalnyiy-kostyum-azerbaydjana-opisanie

Национальная одежда

Азербайджанский национальный костюм

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев – нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц – из шелка.

Женская одежда

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.

В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами.

Поверх рубашки одевали чепкен (кафтан) который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Шили из велюра и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Он тоже имел подкладку и плотно прилегал к телу. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались.

Леббаде (халаты) были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Рукава леббаде были короткие. Леббаде шили из велюра и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались тесьмой.

Эшмек – стеганная верхняя одежда. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмека обшивалась мехом.

Кьюрду – стеганная женская одежда с открытым воротом без рукавов. По бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из велюра.

Бахари – стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник и подол и рукава обшивались разными тесьмой, кантами и цепочками.

Кьюлече – верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Туманы (юбки) которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходили до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами.

Из женских головных уборов особо распространенными видами были тюбетейки, а также шелковые косынки. Выходя на улицу, девушки надевали чадру.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра, драгоценных камней. Азербайджанские женщины очень любили украшения и умело пользовались ими. Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет». В него входили разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты.

Мужская одежда

Состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк).

Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук плотно прилегал к телу. Его подол украшали оборками, рукава – прямые, постепенные сужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами, застегивались они до шеи. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины – кушак.

Чуха – вид верхней мужской одежды в Азербайджане. По всему разрезу прямых длинных рукавов пришивали пуговицы или петли. На груди чухи красовались нашивки для украшений.

Мужские шаровары шили из шерстяной ткани. Они были широкими, чтобы удобнее было скакать верхом.

Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи.

Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки. А в сельской местности больше были распространены чарыки.

Источник: https://www.advantour.com/rus/azerbaijan/traditions/clothing.htm

Азербайджанский национальный костюм женский и мужской: фото и описание

Азербайджанский национальный костюм

Национальный костюм каждой страны формируется под воздействием исторических факторов, которые в той или иной степени влияли на процесс развития государства. Головные уборы, покрой костюмов, выбор узоров и цветовой палитры отражают материальные и духовные ценности народа.

Не является исключением и азербайджанский национальный костюм (фото мужского и женского одеяния представлены вашему вниманию в статье), который много раз претерпевал изменения.

Азербайджан – это одна из кавказских стран, расположившаяся на берегу Каспийского моря. Надо отметить, что история этой страны богата взлетами и падениями.

Огромную роль в развитии ее культурного наследия сыграли персидские и тюркские народы.

Города Азербайджана славились своими мастерами по возделыванию кожи и изготовления тканей.

Так что же сегодня представляет собой национальный костюм Азербайджана? Это уникальный и самобытный наряд, который пестрит яркими красками и богат расшитыми узорами. Куклы в национальном костюме Азербайджана можно купить в сувенирных лавках страны, на рынках. Фото этих прекрасных изделий вы имеете возможность увидеть в статье.

Национальный костюм женщин

Женский азербайджанский национальный костюм (фото см. в статье) состоит из двух частей: верхней и нижней. К верхней одежде относилась одежда, которая надевалась на плечи, к нижней – одежда ниже пояса. Виды плечевой одежды: верхняя рубашка, разновидные кафтаны и жилетки. Юбки (или туманы) различной длины, расцветки и формы относились к поясной части костюма.

Верхняя рубаха

Верхняя рубаха (“уст кейнейи”) имела свою особенность. Она была свободного покроя и имела рукава, которые у основания плеча были заужены, а к низу рук становились все шире. Обычно к подмышкам пришивался кусочек ткани другого цвета.

Рубашка одевалась через голову и застегивалась одной пуговицей под шеей. Рубашка обшивалась тесьмой, а к низу пришивались денежные монеты. Выбор ткани и цвет наряда зависел от материального благополучия семьи, а также возраста женщины.

Молодые девушки выбирали более красочные цвета, чтобы привлечь внимание.

Поверх верхней рубашки надевали кафтан. Выделяли несколько видов кафтанов, основное различие которых заключалось в длине, форме покроя, а также в рукавах.

Кафтан чепкен

Так, например, один вид кафтана – чепкен (на азербайджанском языке – cəpkən) – имел ложные длинные рукава, которые струились по бокам и заканчивались нарукавниками. Часто к нарукавникам пришивали пуговицы.

Чепкен надевался поверх верхней рубашки и плотно облегал верхнюю часть тела. Основной тканью для пошива чепкенов были тирьма, бархат, а также шелк. Молодые девушки обычно останавливали свой выбор на чепкенах красного, зеленого или синего цвета.

Кстати, были виды чепкенов и для мужчин.

Архалук

Следующий вид кафтанов – это араалук (на азербайджанском arxalıq). Архалук, как и чепкен, надевался поверх рубахи, плотно облегал тело. Рукавицы его заканчивались чуть ниже локтя. Архалука имел стоячий воротник.

Нижняя часть имела подол в форме плиссированной складки. Различали повседневные и праздничные архалуки. Архалуки для повседневной жизни шились из более дешевой ткани и имели меньше узоров для украшений.

Также поверх них носили пояс.

Леббаде и эшмек

Азербайджанский национальный костюм для девочки включал леббаде (азерб. Ləbbadə). Это вид верхней одежды, детали которой обшивались тесьмой и, в отличие от архалука, она имела открытый воротник, а рукава обычно были до локтей. По бокам леббаде имелись разрезы.

Эшмек или кьюрду – женская одежда без воротника и рукавов, по сути жилетки. Основной тканью для их производства считалась тирьма, также они обшивались узорами из шелковых ниток золотого цвета.

Туманы и головные уборы

Также поверх верхних рубашек надевали юбки. В Азербайджане они называются туманами. Самый верхний туман имел различные узоры для украшений, плиссированные складки, и доходил до пола. Только женщины Нахичеванского региона носили более короткие туманы. Помимо верхних юбок, было и несколько нижних туманов, которые придавали объем нижней части наряда.

В Азербайджане имеется огромное количество национальных головных уборов. Платки, чалма, тюбетейки со шлейфом – это еще не весь список. Особое место у верующих людей занимала чадра, которая укрывала женщину с головы до ног. А вот женщины, которые были уже замужем, надевали несколько платков друг на друга.

Украшения

Слабая половина страны огней всегда питала слабость к украшениям и ювелирным изделиям. Красавицы предпочитали крупные серьги и надевали несколько браслетов одновременно, а вот после свадьбы предпочтение стоило отдать скромным сережкам и 2-3 кольцами.

Пояс показывал семейный статус женщины. Незамужним девушкам не разрешалось носить его до свадьбы. И первый пояс в своей жизни они получали от родителей в день свадьбы. Кстати, украшения носить тоже разрешалось не всегда.

Так, например, после родов в течение 40 дней не разрешалось надевать ювелирные изделия.

Обувь

На ногах же носили собственноручно связанные из овечьей шерсти чулки с национальными узорами (джораббы). Женская обувь была похожа на сандалии без задней части на небольшом каблучке и с заостренным носом.

Палитра женских национальных костюмов пестрила яркими красками, но самым предпочтительным был все же красный цвет. Считалось, что красный цвет приносит счастье и семейное благополучие. Обычно его выбирали незамужние девушки, а вот после свадьбы требовалось отдать предпочтения более спокойным и темным цветам.

Мужская национальная одежда

Основной деталью мужского азербайджанского национального костюма является головной убор. Шапка считалась символом чести и достоинства мужчины, потерять ее – значит потерять честь.

Сбить папаху с азербайджанского мужчины – это значит начать кровавую войну не только с ним, но и стать врагом всего рода. Даже за трапезой шапку не снимали. И только перед омовением для намаза (мусульманской молитвы) шапку снимали.

Явиться на какого-нибудь торжественное событие без головного убора считалось нарушением норм этикета и неуважением к хозяевам.

В основном, мужчины носили папахи. Это вид головного убора, который изготавливался из бараньего меха и имел разные формы. По форме папахи можно было определить социальный статус или регион проживания ее хозяина. Выделяют 4 основных вида папах:

  • Чобан папахы (пастушья папаха), еще ее называли мотал папах. Чобан папахы имела вид конуса, шилась из длинноворсового овечьего меха. Носили эту папаху в основном бедные люди.
  • Шиш папахы имели также форму конуса, однако изготавливались они из меха, который специально привозили из Бухары. Позволить такую папаху могли себе либо беки, либо зажиточные господа.
  • Дагга папахи носили представители Нухинского уезда. Папаха имела форму круга, верх которой ушивался бархатом.
  • Башлык – капюшон, который носили поверх другого головного убора в непогоду. Башлык имел суконную подкладку, а также длинные концы для обвязывания вокруг шеи. Таким образом, башлык спасал от непогоды.

Духовные лица носили чалму и тюрбаны, которые отличались цветом. Высшие представители духовенства надевали тюрбан зеленого цвета, а низшие – белого.

Национальный костюм Азербайджана (фото размещены в статье) для мужчин представлял собой верхнюю рубаху, кафтан и шаровары (шалвар). Основной цвет рубахи – белый или синий, предпочитаемая ткань для изготовления – хлопок, всегда с длинными рукавами.

Поверх верхней рубахи надевали кафтан (архалук), наподобие русской поддевки. Кафтан плотно прилегал к телу, а ниже талии расширялся и имел форму юбки.

Мужской архалук имел достаточно лаконичный вид, создавался в темных цветовых тонах и редко имел вышитые узоры.

Снизу мужчины Азербайджана надевали шаровары (шалвар). Шаровары сверху плотно завязывались при помощи тесемки, которая была к ним пришита.

Особое внимание мужчины уделяли поясу. Это был единственный аксессуар, который им разрешался. Пояса изготавливались как из кожи, так и из шелковых тканей. К шелковым поясам пришивалась тесьма.

Пояса были очень длинными, чтобы хозяин мог несколько раз обвязать его вокруг талии.

Так как верхняя одежда мужчин не предполагала карманов, то эта роль отводилась поясам, за которыми помещались кинжалы и прочие мелочи.

Как и женщины, на ноги мужчины надевали джораббы (длинные носки). Вообще, с джораббами были связаны целые семейные истории. Известно, что джораббы делились на повседневные и праздничные виды.

Праздничные были связаны по-особому, на них вышивались ковровые орнаменты. Джораббами всю семью обеспечивала слабые представительницы пола.

Поверх джораббов надевали башмаки или сапоги, в зависимости от погоды.

В мужских национальных костюмах предпочтение отдавали темным цветам. Наряд должен был придавать ее хозяину строгий и почтительный вид.

Национальный костюм в современном мире

На сегодняшний день на улицах городов Азербайджана навряд ли можно встретить жителя в национальном костюме. Все это кануло в прошлые лета. Однако, как и во многих странах, танцы народа исполняются в национальных костюмах. Также в постановках спектаклей по мотивам народного творчества героев одевают в исторические костюмы.

В сельских местностях иногда можно встретить на праздновании по случаю обручения жениха и невесту в национальном костюме. А в свадебных традициях до сих пор сохранился обряд, когда родственники невесты повязывают вокруг ее талии красный пояс (ленту), показывая таким образом об изменении ее семейного статуса.

В последнее время, как и во многих странах, дизайнеры Азербайджана в своих коллекциях возвращаются к истории национального костюма. Так, например, на платьях вышивают узоры и орнаменты старых времен, а в качестве головных уборов предлагают яркие и пестрые платки.

По сегодняшний день каждый турист и гость Девичьей башни (гыз галасы) может примерить на себе национальный костюм и на некоторое время почувствовать себя восточной красавицей или горным джигитом.

Источник: https://autogear.ru/article/357/524/azerbaydjanskiy-natsionalnyiy-kostyum-jenskiy-i-mujskoy-foto-i-opisanie/

Азербайджанский национальный костюм

Азербайджанский национальный костюм

caucasian_dresszinfira

В фондах областного этнографического музея-заповедника г.

Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области хранится великолепная коллекция предметов азербайджанской культуры, часть которой была передана в дар музею бывшим министром культуры Азербайджанской Республики, известным певцом и композитором Поладом Бюль-Бюль оглы в 1999 году и значительно дополненная безвозмездно переданными экспонатами тем же министерством в 2006 году.

Среди подаренных предметов есть и национальные азербайджанские костюмы, головные уборы и обувь. Это, конечно, новоделы, выполненные современными азербайджанскими мастерами, но изготовлены они в национальных традициях.

На примере этих интересных экспонатов, занявших достойное место в постоянной музейной экспозиции «Мы – народ Казахстана», можно познакомиться с особенностями азербайджанского национального костюма.Одежда азербайджанских женщин XIX-начала XX веков издавна разделялась на плечевую и поясную.

Плечевая – это рубаха (койнек), кафтанчик (архалук, архалык) или безрукавка, либо же длинное платье (дон), которое надевалось на рубаху. К поясной одежде относятся штаны (шалвары) и юбки (туман), как правило, длинные, до щиколотки.

Обычно на простую туникообразную рубаху женщина или девушка надевала короткий кафтанчик (цельнокроеный или с отрезной баской) и дополняла этот комплект широкой юбкой. В старину женщины-азербайджанки носили штаны, которые постепенно были вытеснены юбками. Широкие штаны надевались с длинной рубахой, а узкие шалвары сочетались с длинным или укороченным платьем либо юбкой.

Причём носили их так, чтобы нижняя часть шалваров, украшенная красивой узорной каймой или цветным шёлком, была хорошо видна.Ткани, из которых шили одежду, были разнообразными – местного изготовления и привозные. К местным тканям относился, в первую очередь, шёлк, который изготавливали в Азербайджане с древних времён.

А, начиная с XVII века, Азербайджан становится крупной шелководческой областью Ближнего Востока. В городах Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки производились удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров азербайджанские шелка ярких, сочных тонов, популярные не только в самом Азербайджане, но и за его пределами.

Из этих тканей шили праздничную, свадебную одежду, которая у бедняков часто передавалась из поколения в поколение. Для пошива повседневной одежды использовали лён и простые хлопчатобумажные ткани: миткаль (хумайин агы), кумач (гумаш), ситец (чит) и домотканую шерсть (шал). А для придания ей прочности и блеска, шерсть сочетали с шёлковой нитью.

Представительницы богатого сословия шили одежду из дорогостоящих привозных тканей – блестящей парчи, шёлка, бархата, тонкого сукна и «тирмэ» – шерстяной узорной ткани ручной работы, которую ткали в некоторых районах Южного Азербайджана и Северо-Западном Иране.Какие цвета в одежде предпочитали женщины-азербайджанки? Преимущественно ярких, сочных тонов.

Девушки и молодые женщины выбирали ярко-красный цвет и близкие к нему оттенки. Отметим, что свадебный костюм невесты всегда был традиционно красным. И по сей день, в свадебном наряде современной азербайджанки должен непременно присутствовать красный тон, поскольку по древним представлениям азербайджанцев, это цвет солнца и огня, символ благополучия и счастья.

Добавим, что само слово «азер», являющееся корнем слова «Азербайджан» в переводе с арабского означает «огонь», а в далёкой древности предки азербайджанцев исповедовали религию зороастризм и поклонялись огню. До сих пор в Азербайджанской Республике сохранились древние храмы огнепоклонников.

Молодые азербайджанки чаще всего одевались ярко, пёстро, нарядно, нередко надевая цветную кофту с юбкой другого цвета, использовали многочисленные украшения золотистых тонов. И в этом они очень отличались от горянок Северного Кавказа и грузинок, предпочитавших строгую одежду тёмного, чёрного цвета и минимум украшений, чаще серебряных, чем золотых.

Таким образом, цветовая гамма – важнейшая особенность и одна из определяющих черт стиля национальной одежды.Особую роль в азербайджанской женской одежде играла её декоративная отделка. Подчас даже самый простой, и скромный костюм выглядел дорогостоящим благодаря замечательному мастерству вышивальщиц.

Искусная вышивка, богатая отделка золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером превращали простые по силуэту и форме изделия в настоящие произведения искусства. Чаще всего украшались края полочек кафтанов и безрукавок, подол, ворот и низ рукавов одежды.

На кафтанчик (архалук) обычно нашивали серебряные застёжки разного вида: вызолоченные, со вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла, с гравировкой чернью или филигранью. Повседневные костюмы декорировались узорной строчкой. Излюбленным и весьма распространенным украшением азербайджанского женского платья были монеты разного достоинства – серебряные и золотые.

Шитые монетами нагрудники часто собирались заботами нескольких поколений.Женское платье из фондовой коллекции музея-заповедника хоть и выполнено современными мастерами, но сохраняет национальный колорит. Оно состоит из главных элементов азербайджанского женского костюма: рубахи с расширенными книзу рукавами, архалука (короткого кафтанчика с отрезной баской) и широкой, свободной юбки.

Все элементы сшиты вместе и отделаны золотистой парчой, чёрной тесьмой с блёстками и имитацией золотых монет, нашитых по поясу и горловине. Платье дополнено маленькой парчовой шапочкой, декорированной по краю бусинами, и белой полупрозрачной накидкой с декоративной каймой. Цвет национального азербайджанского платья традиционный – ярко-красный.

Непременным дополнением национальной одежды были ювелирные украшения – всевозможные бусы, ожерелья, нагрудные, налобные и височные украшения, серьги, браслеты, кольца, перстни и пояса – которые отличались большим разнообразием и придавали костюму художественно-декоративную завершённость и эстетичность.

Изготавливались они местными ювелирами (зергерами) по индивидуальному заказу, представляли собой чистый эксклюзив и передавались по наследству.Украшения в Азербайджане девочки носили с 3-4 лет, но только в качестве оберега в виде бусин и амулетов от «дурного глаза». К моменту замужества у девушки должен был быть целый комплект ювелирных украшений.

Но носить их она могла не всегда: в дни религиозного обряда «йас», в сорокадневный период траура и в первые 40 дней после родов ношение украшений отменялось совсем. А в пожилом возрасте женщине дозволялся лишь самый минимум: скромного вида серьги и пара колец.

Различий между типами украшений зажиточных и бедных жителей не было, но в украшениях богатых женщин использовались драгоценные металлы, камни и более сложные приёмы техники и отделки. Таким образом, ювелирные украшения, помимо своей эстетической функции, отражали ещё сословные и половозрастные различия, играли религиозно-магическую роль.

Что касается поясов, то незамужние девушки их не носили совсем, но на свадьбу родители обязательно дарили своей дочери пояс (кемер), он был одним из основных предметов приданого. И уже в комплект одежды замужней женщины непременно входили пояса, которые имели не только утилитарное и религиозно-магическое значение, но и отражали социальное положение их хозяйки.

Как правило, эта деталь одежды украшалась серебряными монетами, нашитых в несколько рядов и застёгивалась массивной пряжкой при помощи крючков.Головные уборы азербайджанских женщин были достаточно разнообразными: шапочки различной формы, мешки-накосники, чепцы, и платки различных размеров и расцветок.

Незамужние девушки носили невысокую шапочку с плоским верхом (арахчин) по типу тюбетейки, вышитую цветным шёлком или бисером. После 35-40 лет женщины повязывали чалмообразный головной убор (дингя), состоящий из двух-трёх платков. Но до сих пор в Азербайджане, особенно в сельской местности, широко распространены шёлковые платки (кялагаи) с набивным рисунком местного производства.

В фондах музея-заповедника хранится женский платок из нежнейшего азербайджанского шёлка светло-бежевого цвета с нарядной набивной каймой охристо-коричневого тона и мелкими белыми вкраплениями. Очень красив и арахчин – девичий головной убор. Вся его бордовая бархатная поверхность сплошь покрыта изящными крупными и мелкими цветами, искусно вышитыми бисером и стеклярусом розового, малинового, жёлтого и золотистого цветов. Такой головной убор ещё больше подчёркивал всё очарование молодости и красоту девушки.Комплекс азербайджанской женской одежды дополнялся вязаными носками (джорабы) или чулками, которые женщины носили дома, в комнатах. Мастерицы с удовольствием вывязывали их из шерсти или хлопчатобумажных ниток с разноцветным орнаментом, напоминающим ковровый узор, со стилизованным изображением птиц или животных. Выходя на улицу, надевали мягкую сыромятную обувь – чарыг. Горожанки носили в летнее время туфли без задников, на невысоком каблуке и обязательно с носком, загнутым вверх по-восточному. В коллекции музея-заповедника хранятся подобные туфли, с нежно-зелёным парчовым верхом и декоративной отделкой золотой тесьмой.

Мужской азербайджанский костюм конца XIX-начала XX века включал в себя нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию с узкими рукавами, зимой – овчинную шубу (кюрк). Но самой красивой частью мужской одежды, безусловно, была и остаётся черкеска (чуха), которая надевалась поверх рубахи. Черкеска, рубаха, штаны, папаха и мягкие кожаные сапоги составляют традиционный национальный мужской костюм так называемого общекавказского типа, характерный для Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Позднее терские и кубанские казаки переняли у кавказцев именно этот тип одежды, а так же кавказское оружие, седловку и ряд обычаев. Добавим, что часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.

В строгом покрое черкески нашёл отражение идеал красоты воина-кавказца: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и такой тонкой талией, о которой поётся в песне, что если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его.

Черкеска плотно облегает мужскую фигуру, подчёркивая её стать, и носится всегда в застёгнутом виде, как правило, с отогнутыми рукавами. И лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти.

Особую красоту черкеске придают специальные кармашки на груди -газырницы, куда раньше вставлялись так называемые газыри – деревянные или камышовые трубочки, содержащие точную меру заряда пороха для ружья и пистолета, либо хранились пули. Они располагались по 7-8 и более штук по обе стороны груди и были всегда под рукой, что сокращало время при перезарядке ружья и пистолета.

Охватывая практически всю грудь, газыри защищали и прикрывали воина от рубящих ударов холодным оружием. Со временем газыри утратили своё значение и стали чисто декоративными. Их изготавливали из дерева или кости, а головки, выступающие из карманчиков, украшали железом, серебром, иногда золотили.

Черкески шили из тонкого сукна чёрного, коричневого, синего или серого цвета. Но самыми дорогими и нарядными считались белые черкески.

Музейный фондовый комплект мужского костюма состоит из белоснежной шёлковой рубахи, с воротом-стойкой, со скромной, но изящной отделкой и черкески из синего сукна с голубыми атласными отворотами, 16 газырницами и эффектным декором широкой тесьмой, парчовым кантом и золотистым плетёным шнуром.

Обязательной принадлежностью мужского азербайджанского костюма был кожаный пояс с металлическим (либо серебряным) набором и подвешенным к нему холодным оружием. Оружие составляло основную ценность, богатство кавказца и являлось символом его свободы, чести и достоинства.

В экспозиции музея-заповедника представлены азербайджанские кинжалы – хянджяр бюйюк (большой) и хянджяр баладжа (маленький). На Кавказе распространены кинжалы двух основных типов: прямые и изогнутые. Перед вами образцы первого типа – с обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию и короткой рукоятью.

Ножны азербайджанских кинжалов обычно украшены металлическими накладными деталями в технике филиграни с затейливыми растительными или геометризированными узорами, а также с мотивами мусульманского орнамента: арками и извивающимися ветками с редко расположенными стилизованными листьями.

Кроме того, в отделке кинжалов часто используются элементы азербайджанского искусства прорезного орнамента.Мужской костюм дополняла папаха, сшитая из шкур ягнят, молодых овец особой породы и дорогого бухарского каракуля.

Конечно, изложенное не отражает в полной мере всё разнообразие видов азербайджанской национальной одежды – размеры данной статьи не позволяют раскрыть эту тему более подробно. Отметим лишь, что к середине XX века азербайджанский национальный костюм почти вытеснен современной одеждой и сохраняется лишь частично у сельских жителей.

Но азербайджанская народная традиционная одежда, которая складывалась веками, отражая художественные вкусы и мировоззрение народа, безусловно, является богатейшим достоянием материальной и духовной культуры азербайджанцев.

Алейникова М.М.журнал «Алтаистика и тюркология» 2011 г., № 1

http://www.oem.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=866:alejnikova-mm-azerbajdzhanskij-naczionalnyj-kostyum&catid=85:2010-03-09-10-07-22&Itemid=93&lang=en

Источник: https://caucasian-dress.livejournal.com/18384.html

Азербайджанский национальный костюм

Азербайджанский национальный костюм

Наша кнопка

Скачать материал

Введение

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

1. Мужская одежда

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

2.1. Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.

  • Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.

  • Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.

  • Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.

2.2. Головные уборы

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи.

Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом.

Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» – «чёрная папаха») – была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету – «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» – «пастушья папаха») – изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Щищ папахы (или «бей папахы» – «папаха бека») – изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название – бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах – была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха.

Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван.

Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык – состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.

  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.

  • Эммаме – (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

2.3. Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки – «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги – «чарых».

Галерея

  • Azerbaijani national costume 1.jpg

Чепкен. Азербайджанский верхний мужской костюм. XIX век

  • Azerbaijani national costume 3.jpg

Азербайджанский верхний мужской костюм. Шемаха. XIX век

  • Azerbaijani national costume 2.jpg

Детский азербайджанский национальный костюм. Шеки. XIX век

2. Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало – «чадру» и лицевую занавеску – «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома.

Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п.

Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

2.1. Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины.

Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками.

Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

2.2. Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» – специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.

2.3. Обувь

На ногах носились чулки – «джораб». Туфли были такие же как и мужчин – без задников.

Галерея

  • Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

  • Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

  • Азербайджанка из Баку. 1883 год

  • Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

Примечания

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Азербайджанский_национальный_костюм

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории история:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/azerbaydzhanskiy-nacionalniy-kostyum.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.