Национальный костюм карелов

Содержание

Национальный костюм карелов : мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Национальный костюм карелов
240
Время чтения: 2 мин.

Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.

Карелы: особенности национального костюма

Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.

Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.

Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжёлой физической работой, молодые и умудрённые опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.

Передавали своё мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезёт, то и правнучкам.

Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.

ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.

В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.

Ткани, цвета, крой

В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.

Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зелёные, они отражали восприятие окружающей природы – зелёной травы, синего неба, красных цветов.

Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но всё равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.

Женский национальный карельский костюм

Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).

Одежда

Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.

Так выглядит женский национальный карельский костюм :

Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.

Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.

СПРАВКА! Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.

Головной убор

Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию.Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.

Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.

Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.

СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.

Обувь

Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.

Мужской национальный костюм

Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зелёного цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали чёрную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.

Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.

В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.

Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.

Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за её пределами.

Загрузка… Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!
Я люблю творчество, и поэтому я здесь! Задать вопрос автору

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/karely-natsionalnyj-kostyum-foto/

Национальный костюм карелов: описание, фото

Национальный костюм карелов

Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации.

Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно.

Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.

Национальный костюм карелов: материалы

Одежда – особенно предназначенная для повседневной носки – не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него.

Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком – пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов.

Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда “в талию”. Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью.

Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов.

Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

Источник: http://fb.ru/article/216289/natsionalnyiy-kostyum-karelov-opisanie-foto

Сарафан / Ferezi –

Национальный костюм карелов

ИА «Республика» / Николай Смирнов

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Saraffana / ferezi / košto

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX-го. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Вокнаволок / Vuokkiniemi

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели бросили все дела и отправились в русскую Карелию. За вдохновением. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Пару лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

Экспозиция в Вокнаволоке. Игорь Георгиевский

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам той самой Натальей Денисовой — она работает с Нацмузеем постоянно.

В сундуке — чего только нет! Татьяна БердашеваПосетители Музея для семьи примеряют «старинные» наряды. Татьяна БердашеваМаленькая «карелка». Татьяна Бердашева

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.

Кижи / Kizhi

Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»

В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.

Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.

Кижские пейзане. Павел Пелевин

Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.

Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.

Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»

Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.

В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!

Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse

Коллекция «Калевала». ИА «Республика» / Николай СмирновАвтор коллекции Ирина Порошина. ИА «Республика» / Николай Смирнов Традиционные украшения в современном исполнении. ИА «Республика» / Николай Смирнов

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.

Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).

Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.

В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.

Эскиз будущего сарафана. Ирина ПорошинаТрадиционная раскладка. Ирина ПорошинаПеред примеркой. ИА «Республика» / Николай СмирновПриятные мелочи. ИА «Республика» / Николай Смирнов

Шитьё сарафана — дело не быстрое. Но мы никуда и не торопились.

Зацени лук! / Kuibo olen?

Думаете, в костюме от Порошиной только на Съезд карелов можно пойти? А вот и нет. «Уроки карельского», весенняя коллекция / 2016:

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея
Елена Малишевская, сотрудник музея «Кижи»
Ирина Порошина, художник-дизайнер по костюму
Николай Смирнов, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер монтажа
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Источник: http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/sarafan-ferezi/

Национальный костюм карелов: описание, история и интересные факты

Национальный костюм карелов

Племя карел входит в состав угро-финской (финно-угорской или прибалтийско-финской) группы племен и одно из немногих сохранило свою этническую самоидентичность.

В этой статье мы не только вспомним об особенностях расселения и быта этих племен, но и рассмотрим вопрос о том, какой национальный костюм у карелов был, как он трансформировался с изменениями их уровня жизни и народного творчества.

История расселения

История расселения племени карел связана с северо-западом государства российского, то есть с заселением Карельского перешейка между и Ладожским озером, а также территорий между Ладожским и Онежским озерами. И восходит она к VI веку.

Откуда точно пришли на эти земли карелы, сказать сложно. Однако финно-угры пришли сюда с земель нынешней Финляндии, от Уральских гор и с территории современной Прибалтики.

И поселения свои основывали на землях, примыкающих к образовавшемуся приблизительно в то же время торговому пути “из варяг в греки”, по берегам рек и озер.

Особенности развития карел

По тем временам уровень развития племен этой группы был невысоким: в основном они занимались охотой, рыболовством, собирательством и бортничеством. Земледелие было на низком уровне – подсечно-огневое, а ремесел не было вообще. И торговлей эти племена не занимались.

Только когда на те же земли пришли славянские племена (кривичи и ильменские словене в основном) и расселились рядом, по соседству, основывая свои поселения бок о бок с угро-финскими, возник между группами племен-соседей эффективный диалог, сводившийся первоначально к товарообмену.

Совместно давали они отпор и грабившим местные поселения варяжским воинам-скандинавам.

народов России: карелы

В связи с особенностями быта формировались и особенности национальной одежды. Карелы в древности носили просторную, простую по крою одежду, сшитую из доступных для них материалов – льна, пестряди, шерсти, холстины и др.

Чаще всего у мужчин это были прямые штаны и рубахи без украшений вышивкой, подпоясанные кушаком. У женщин длинные прямого же кроя свободные юбки и туникообразные длинные рубахи. Рубахи имели разрез на спине.

Украшались они по подолу и рукавам тесьмой и серебряными нитями. Обувь также была незатейливой, с высоко

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть – холщевая – ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха.

Но был и другой тип юбки – простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани.

Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды – сарафан – первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался “круглый”.

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Разновидности костюмов у женщин

Как выглядит национальный костюм женщин в разных местах расселения племен? В каждом уезде были свои особые отличия и особенности национальных костюмов карелов. Окружающий мир, особенности климата, быта, традиций формировали их в соответствии с расселением и развитием отдельных карельских племен.

Так, на севере Карелии сверху на плечи накидывали специальный платок.

А на заонежских землях молодые девушки под основную юбку поддевали нижнюю из белой сетки, сплетенной из Ее украшали жемчугом. А общий костюм дополняли серьги в виде бабочек.

В Поморье девушки покрывали волосы повязкой “перо” из жемчужных ниток, закрепленных на служенной в несколько слоев косынке. Жемчуг был излюбленным украшением в этих местах. Из него делали и броши, которые крепились к шали. Интересен был и крой рукава рубахи.

Его называют “польским”: свободный рукав в нижней части плеча у локтя подвязывался нарядными лентами, образуя “фонарь”. На ворот надевался воротник, который также часто украшался жемчужинами. Образ дополняла жемчужная бижутерия. К нагрудным цепочкам женщины крепили ножи в ножнах.

Их рукояти были украшены орнаментами-оберегами.

Описание национального костюма карелов для детей очень напоминает костюм для взрослых. У девочек отличается головным убором в виде налобной ленты или повязки.

Трансформация мужского карельского костюма

Какой национальный костюм был у карелов-мужчин, описать несложно. Ведь за долгое время он претерпел незначительные изменения.

Свободного туникообразного кроя рубаха, как и прежде, подвязывалась кушаком. Но изменила форму ворота и стала напоминать косоворотку. Обычно она носилась поверх прямых и свободных холщевых или суконных портов, заправленных в голенища кожаных сапог.

В некоторых случаях длинная косоворотка заменялась более узкой и короткой красного цвета рубахой с воротом-стойкой, пошитой из коленкора или льна. Рукава в таких рубахах были прямые по крою и не имели манжет. А подмышки оформлялись вставками в виде клинообразных заплат. Воротник рубахи украшался сверху надетым шейным платком с разнообразными орнаментами.

Что касается расцветки, то карелы очень любили набивку “в горошек” или прямую клетку темных и светлых цветов.

Достаточно разнообразны и головные уборы мужчин-карел: в теплое время – фуражки или шляпы из легких материалов, в зимнее – шапки из сукна или меха или двухчастные шапки, в которых основная часть была сделана из ткани, напоминающей бархат, а опушка – из меха.

Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов

Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна.

Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха.

Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.

В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.

Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.

Изменения в обуви карел

Почти все карелы изготавливали обувь из сыромятной кожи. У женщин – мягкие боты или сапожки, у мужчин – сапоги с высоким (под колено) голенищем на плоской мягкой подошве. Каблуков в карельской обуви не делали.

Для работы мужчины шили себе выворотные сапоги с широкими голенищами из мягкой кожи. В теплое время года, как и славяне, плели обувь из бересты – лапти или берестяные сапоги. Современные карелы носят обувь, привычную нам.

Обычно они покупают ее в магазинах и на рынках, а изготавливают на фабриках.

Источник: https://1skidka.com/page.php?id=37794

Национальный костюм карелов: описание, фото

Национальный костюм карелов

Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации.

Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно.

Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.

Одежда – особенно предназначенная для повседневной носки – не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Как одевались мужчины

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него.

Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком – пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов.

Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда “в талию”. Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью.

Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов.

Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

Источник: .ru

Источник: https://2qm.ru/novosti-segodnja/kultura/nacionalnyi-kostum-karelov-opisanie-foto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.