Национальный костюм осетин

Осетинский национальный костюм мужской и женский

Национальный костюм осетин

Национальное осетинское одеяние вплоть от головного убора до обуви изготовлялось руками девушек в домашних условиях.

Ткань для пошива одежды в старину окрашивалась в различные цвета, сегодня для производства в качестве основного материала используется фабричное полотно.

Традиционная одежда осетинского народа имеет тысячелетнюю историю, в её деталях проглядываются скифо-сарматские и аланские мотивы. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. На свадебное платье наносился символ плодородия.

Осетинский национальный костюм – это цельный образ, гармоничный, слаженный по расцветке, отделке и пошиву. А также это совокупность взаимозависимых и дополняющих друг друга деталей одежды, аксессуаров, обуви и украшений. Национальная осетинская одежда выделяется высоким уровнем сохранности, она не подвергается переменам.

Мужской костюм

Ключевыми элементами мужского одеяния считаются: черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс.

Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Одежду создавали руками, особенно в горных районах.

Мужской осетинский национальный костюм состоял из нижнего белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, обуви, сделанной вручную, а поверх надевались шуба, бурка и башлык. И по сей день в рабочей и домашней обстановке многие осетины заправляют в носки штанины.

Бешмет

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена.

Эта деталь одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным.

Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.

Верхняя одежда осетин

Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов (чёрный, белый, коричневый, серый и даже красный). Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьего пушка в горах, а в отдельных сёлах (где не имелось гор), к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган.

Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила и приспособлением для сна.

Кроме того, бурка считалась составной частью облачения воина-кочевника и была важнейшей составляющей одежды осетинских прародителей – скифов-сарматов и аланов, которые и занесли её на Кавказ.

К древним элементам осетинского национального костюма также принадлежит шуба (или по-другому – карц). Её носили в зимнее время в качестве верхней одежды.

Головные уборы

Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (нымат, худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов.

Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные граждане Осетии стали носить галоши.

Осетинский национальный костюм – это своего рода понтон между минувшим временем и будущем. Традиционное одеяние осетин имеет множество сходств с одеждой горцев Северного Кавказа. Обуславливается это идентичностью географических условий и общекавказской народной основой.

Национальная одежда осетинок

На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.

По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены.

Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья.

Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.

Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.

Повседневное одеяние осетинок

В обычной жизни осетинские женщины надевали платья со сборками по линии талии, с отсроченным стоячим воротником, с прямым вырезом от груди до пояса и сужающимися рукавами к запястью.

На одежду, как и на многие другие составные части материальной культуры, оказывали влияние социальные и материальные различия. В обеспеченных домах вещи шили из купленных тканей, дорогостоящего шёлка, бархата и прочего. Осетинки ходили с украшениями из драгоценных металлов, которые были недоступны обычной женщине. Мужчины украшали края черкески и оружие серебром и золотом.

Осетинский костюм в современности

Сегодня в крупных и маленьких городах осетинский национальный костюм (фото можно посмотреть ниже) сохранился в основном как праздничный. Его принято надевать на свадьбу, торжественные мероприятия и демонстрации.

В повседневной жизни детали национального костюма преимущественно сохраняются в мужском гардеробе, девушки в осетинском национальном костюме практически не ходят.

Некоторые мужчины до сих пор носят папахи и шляпы из войлока, пояса, украшенные серебром, и сапоги на кавказский манер.

А также в современном гардеробе осетин можно повстречать разнообразные рубахи из фабричных материалов с высоким простроченным воротником, отделанные галуном с застёжками из ниток.

Из деталей женского национального костюма осетинского народа сохранились платки ручной работы, сотканные из шерстяных или шёлковых нитей. Что касается платьев, то их можно увидеть только на пожилых женщинах, да и то редко.

До наступления Октябрьской революции осетинские женщины не носили верхнюю одежду, вместо пальто надевался обычный платок либо ватная кофта. После революции была запущена пропагандистская кампания с призывом «Пальто каждой горянке» — в сёла и города привозили и продавали женские пальто по льготной стоимости. По сей день ничего не изменилось, осетинки продолжают с удовольствием носить пальто.

Как нарисовать осетинский национальный костюм

Для того чтобы нарисовать национальный наряд осетин, необходимо:

  1. Провести исходные очертания мужской и женской фигуры. Две окружности – головы и шеи, квадраты – туловища, контуры ног и рук.
  2. Мягкими линиями обвести окружности, придавая последовательно контуры лицам. Выделить очертания щёк, ушей, подбородков и линию шею.
  3. Прорисовать выражение лица. Для этого используется вспомогательная линия внутри окружности. Нарисовать глаза с ресничками, брови над ними, линии носа с ноздрями и губы, расплывающиеся в вежливой улыбке.
  4. Далее барышне пририсовать две пышные заплетённые косы, убранные назад, сверху «надеть» национальный головной убор с вуалью. На ушках можно показать красивые серёжки. На голове мужчины нарисовать папаху.
  5. Не знаете, как нарисовать осетинский национальный костюм карандашом поэтапно? Итак, начинаем рисовать сам костюм. На ней – платье красного цвета с многочисленными застёжками с поясом золотого цвета и рукавами-лопастями. На нём – рубаха с воротником стойкой, поверх неё подпоясанный бешмет длиной по колено.
  6. Покажем длину рукавов бешмета до локтя и рукав рубашки с отделанным галуном и застёжками из ниток. На поясе осетин, отделанном серебром, висит национальное орудие – кинжал, а он держит его рукоятку.
  7. Заканчивая рисовать национальные осетинские костюмы, нужно изобразить подол женского платья, из-под которого виднеется низ передника. Платье немного расширено книзу. У мужчины штаны-шаровары довольно объёмные, заправленные в сапоги. Ноги нужно рисовать вдоль прямых, нарисованных в первом этапе.
  8. Теперь изобразим орнамент на подоле передника, платье и рукавах. Линии вертикальные и горизонтальные. Края бешмета «отделываются» серебром.
  9. Головной убор девушки тоже отделывается незатейливым орнаментом.
  10. Раскрасить получившиеся костюмы. В основном для национальных осетинских нарядов принято брать красный, чёрный и белый цвета.

Заключение

В заключение стоит отметить, что у народа Осетии очень привлекательный костюм. Осетины почитают и придерживаются своих обычаев, кроме того, они по-настоящему гордятся собственной национальной одеждой.

Традиционный наряд осетин, невзирая на свою насыщенную, красочную расцветку, является в достаточной мере сдержанным по фасону и крою, прежде всего оттого, что осетины не допускают даже самые незначительные проявления вульгарности и непристойности в одежде.

Источник: http://fb.ru/article/349860/osetinskiy-natsionalnyiy-kostyum-mujskoy-i-jenskiy

Осетинский национальный костюм : мужской и женский, история костюма

Национальный костюм осетин
511
Время чтения: 3 мин.

У мужчин в костюм входили папаха и черкеска. Доминировал бордовый цвет с золотой вышивкой на поверхности.

Зимой в качестве верхней одежды выступала бурка-плащ без рукавов чёрного, бурого или же белого цвета, который делают из войлока.

История осетинского костюма

Черкеску, которую носили мужчины, производили из сукна многих цветов: белый, бурый, чёрный, серый, красный. Особенную ценность имело сукно козьего пуха в горах, а в некоторых поселениях – шерсть верблюдов.

В качестве аксессуара к черкеске выступал кинжал, расположенный справа на поясе, пояс, который был украшен серебром, а также наганом – револьвером.

Немаловажной частью традиционного осетинского костюма считается бурка. Эту вещь жители Осетии очень любили и могли носить её круглый год. Такая вещь закрывала народ от снега, дождя, холода, а пастухи использовали её как подстилку для сна.

Шуба, как и бурка, являлась частью осетинской моды. Её носили осетины в холодное время года как верхнюю одежду.

Особенности национального осетинского костюма

В начале ХХ века костюм женщин модернизировался, но остались народные традиции. Теперь платье имело прямую осанку, на бёдра привязывался передник с различными аксессуарами. А если платье имело узкие рукава, к кисти девушек привязывались нарукавники, сшитые из бархата тёмно-красного цвета, поверх которого нашивались золотые нитки.

Неотделимой частью женского наряда являлась бархатистая до пола тюбетейка с картонным каркасом кругловатой формы, которую расшивали галуном золотого или серебряного цвета.

Свадебные костюмы 

Свадьба в Осетии имела массу отличий от русской свадьбы. В Осетии молодая невеста обязана стоять скромно с опущенными в пол глазами. Красавицу заводят в небольшую комнату, где она стоит в углу, а жених в это время пьёт с гостями и своими друзьями. Бывало и так, что жених всю свадьбу прячется в соседнем доме, а родня постарше всю свадьбу гуляют без молодожёнов.

Наряд у невесты очень красивый, но тяжёлый. Весь день в таком стоять было очень сложно, однако многие из девушек всё-таки согласны на такой шаг. Кафтанчик дамы носили с момента брачного возраста. Если бюджет позволял, его шили из дорогих материалов наподобие атласа и бархата.

Часто свадебное платье невесты шили мастера, и использовали для этого шелковистые ткани светлых цветов: белый, серый, жёлтый, голубой. Спустя время некие части свадебного платья потеряют свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остаётся неотъемлемым правилом.

Неотъемлемой частью наряда значились нагрудные застёжки. В наши дни они также играют лишь роль декора.
На рубаху надевался корсет, шьющийся из кожи и нескольких слоёв шёлка. Завязывали его шнурками из тесьмы – узкой полоски из ткани. Чтобы развязать такой узелок, запрещалось использование острых предметов, например, кинжала.

Если корсет рвали или резали, для мужчины это было позором. Если же в брачную ночь жених не мог развязать узелки, трогать молодую невесту он не имел права.

В XXI веке невесты сами думают, что выбрать: традиционный свадебный наряд или же современное свадебное платье. И всё же, многие молодые женщины останавливаются на традиционном варианте, история которого уже более ста лет. И их выбор оправдан, ведь шикарное платье с олицетворением солнца, изобилия, богатой жизни служит для них оберегом.

Головные уборы

В начале XIX века головные уборы в Осетии были довольно разнообразными как со стороны материалов, так и по форме.

В качестве материала для мужских шапок выбирали ткань, которую сочетали с мехом и войлоком.

Основным видом шапок считались шапки в виде низких колпачков, которые шили из нескольких клиньев. Другие имели вид небольшой круглой шапки. Чаще всего их делали светлых цветов.

Осетины имели особое отношение к головным уборам. По традиции все полноправные члены общины обязательно носили головной убор, так как этот предмет не только защищал народ от холодов и осадков, но и считался оберегом во многих общинах.

Обувь 

Обувь у жителей Осетии различалась как материалом, так и назначением, но обувь мужчин мало отличалась от женской. Женщины использовали то же самое, что и мужчины.

Как и горные жители Северного Кавказа, для повседневной ходьбы использовали обувь из сыромятной кожи, изготавливаемую женщинами. А мужчины участвовали лишь там, где требовалась физическая сила, например, приготовление кожи для шитья ремней. Чтобы сделать качественную обувь, за основу брали кожу лошадей и крупного рогатого скота.

Такая обувь имела три вида:

  • Первый тип — обувь со сплетённой из ремешков подошвой. Эта обувь считалась самой удобной для ходьбы в горах. Её носили горные пастухи и охотники. Делали такую обувь из шкур домашних животных.
  • Далее идут чувяки – мягкие туфли на каблуках. Такие изготавливали из кожи крупного рогатого скота, и носили эту обувь в холодное время года мужчины и женщины.
  • И третьи были похожи на чувяки. Назывались они къогъодзи, в них ходили мужчины. А распространена она среди южных жителей Осетии и нескольких народов Северного Кавказа.

Жители Осетии горды собственной традиционной одеждой. Их наряд, несмотря на свои яркие цвета, имеет сдержанный фасон и крой, потому что осетины не приветствуют даже малейшие проявления вульгарности.

Загрузка… Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!
Стремимся быть первыми Задать вопрос автору

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/osetinskij-natsionalnyj-kostyum-foto/

Осетинские свадебные платья – из чего состоит национальный наряд, украшения и аксессуары с фото

Национальный костюм осетин

Наряд невесты Осетии заслуживает особого внимания. Он неповторим в своем изяществе, красоте. Осетинское свадебное одеяние украшено разнообразными камнями, вышивкой. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным.

Наряд скрывает от посторонних взглядов тело молодой девушки, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы.

В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Элементами свадебного наряда невесты являются корсет, рубаха, распашное платье, кафтанчик, фата, шапочка, обувь. Кафтанчик девушка начинала носить с того момента, когда вступала в брачный возраст. Надевался он поверх рубахи под распашное платье.

Если была возможность, шился кафтанчик из дорогих тканей типа атласа, бархата, шелка. Этот предмет одежды стягивал фигуру, начиная плечами и заканчивая талией. Он должен был туго натягиваться, иначе могли расстегнуться нагрудные застежки.

Борта, ворот, подол кафтанчика декорируются золотой вышивкой, галуном.

Под распашным платьем были видны лишь некоторые части кафтанчика, он распадался на нарукавники, нижние полочки на поясе, воротничок, нагрудник с застежками. Под него новобрачная надевала рубаху из ситца или шелка с широкими длинными рукавами, которые скрывали кисти рук. Расцветка этого предмета подвенечной одежды девушки была желтого либо красного тона.

Обязательным элементом женского свадебного платья считаются нагрудные застежки. Если изначально они выполняли свое прямое предназначение, то в современности стали больше декоративной частью. Нагрудные застежки присутствуют во всех праздничных женских костюмах Северного Кавказа, но обнаружены они были в погребальных комплексах Осетии.

Под кафтанчик, на рубаху надевают корсет. Материалом для него служит кожа или несколько слоев шелка. Верх корсета заканчивается на уровне подмышек, а низ – на талии либо немного ниже. Завязками на корсете служат мелкие узелки шнура или тесьмы.

С ними связаны некоторые каноны осетинской свадьбы: для развязывания шнура запрещалось использовать что-либо острое. Если его рвали или разрезали, для мужчины это считалось позором.

Если же в первую брачную ночь мужчина не смог развязать корсет, то права притрагиваться к молодой он не имел.

Поверх кафтанчика надевают распашное платье. Зачастую он выполнено в светлых тонах. Особенностью свадебного платья считается висячий широкий рукав. Он характерен не только для праздничной одежды, но и для одеяния феодалов. Такие рукава были неудобны при работе, поэтому подчеркивали праздность: постоянную для женщин высшего сословия либо кратковременную на праздниках и свадьбах.

Как выглядит осетинское свадебное платье?

Осетинские свадебные наряды представляют собой длинные платья, имеющие расклешенные рукава. Их носят со свадебной шапочкой треугольной вытянутой формы, украшенной фатой.

На свадебном осетинском одеянии изображались символы благородия, поскольку женщина – мать, родительница, в связи с чем орнаменты носили растительный характер.

Невеста выглядела стройной, красивой, женственной, скромной.

Осетинское праздничное платье доходило до пят и кроилось в талию. На нем был передний сплошной глубокий разрез. Рукава в основном были длинными и широкими. В некоторых случаях они делались узкими, прямыми, скошенными у кисти.

Однако на такой рукав надевали длинные, широкие нарукавники, спускающиеся от локтей вниз. Благодаря разрезу на платье, была видна шелковая нижняя юбка.

Крой осетинского одеяния невесты отражал представления древнего человека о мире: оно состоит из верха, середины и низа, которые в наряде делились шапочкой, воротом и поясом.

Символика цвета

Зачастую свадебное осетинское платье шилось мастерами с использованием шелковых тканей светлого цвета: кремового, белого, розового, голубого.

Традиция надевать свадебные платья белого или другого светлого цвета олицетворяет невинность, чистоту. Зародилась она в Европе, после чего распространилась на весь мир.

Со временем некоторые части платья утратили свою символику, но светлый цвет наряда на осетинскую свадьбу остается незыблемым правилом.

Значение орнаментов

Осетинский наряд создает видение образа Праматери. Орнаменты на костюме олицетворяют древо жизни. Сама ткань платья считалась барьером для злых духов, поскольку она проходила обряд ткацкой магии.

Защитный орнамент наносился в тех местах, где заканчивалось охранное действие ткани и начиналось человеческое тело. Например, в углах полочки кафтанчика наносились орнаменты в виде равнобедренного треугольника, вершина которого обращена в угол полы.

От основания треугольника расходились в стороны кривые. Такие фигуры играли роль оберега, символизирующего плодородие.

Функции пояса и шапки в свадебном наряде

Пояс надевался поверх распашного платья и носился девушкой с периода, когда разрешалось сватовство. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи.

Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов.

Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.

Фото осетинских свадебных платьев 2017 года

В современный век перед осетинками стоит выбор: предпочесть традиционному осетинскому облачению европейское свадебное платье или нет. Однако большинство девушек останавливаются на национальном костюме, история которого насчитывает сотни лет.

И этот выбор вполне очевиден, ведь осетинское платье с символами солнца, плодородия, изобилия, счастья служит оберегом.

Роскошная золотая вышивка, декор жемчугом, камнями Сваровски на национальных свадебных одеждах не сравнится ни с одним современным платьем.

Источник: https://svadbavo.ru/journal/obraz-nevesty/platya/osetinskie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.