Основные правила нравственного поведения

Нравственное поведение – это… Нравственные нормы, ценности и правила

Основные правила нравственного поведения

Правовое поведение и нравственные нормы являются одними из компонентов образования, о котором ведутся некоторые спорные дискуссии.

Некоторые авторы заявляют о себе в пользу этой формулировки, в то время как другие обращаются к нравственному обучению и к гражданскому образованию отдельно.

Мы выбираем морально-гражданское образование, нравственное поведение человека, принимая во внимание многочисленные помехи, установленные между моральным феноменом и общественным явлением общественной жизни.

Ценности общества

Связь морального и гражданского поведения не случайна. Нравственно-правовое поведение – это то, чему должны учить детей с рождения.

Очевидно, что два поведения связаны друг с другом и зависят друг от друга, потому что вы не можете иметь нравственное поведение, не соблюдая законы, традиции и ценности общества.

Вы не можете иметь гражданское поведение, если вы не соблюдаете ценности, нормы, правила, управляющие жизнью сообщества, в котором вы живете.

Морально-гражданское образование является чрезвычайно сложным компонентом образования, поскольку, с одной стороны, его последствия отражены на всем состоянии индивида, а с другой стороны, нравственное поведение – это представленные нравственные нормы и правовые предписания. Они подчиняют все другие ценности (научные, культурные, профессиональные, эстетические, физические, экологические и т. д.). Мораль и цивилизация, таким образом, являются фундаментальными аспектами гармоничной, подлинной и целостной личности.

Для хорошего понимания нравственно-гражданского образования требуются некоторые разъяснения в отношении морали и цивильности.

Нравственное поведение – это социальное явление, форма общественного сознания, которая отражает отношения, что устанавливаются между людьми в социальном контексте, ограниченном во времени и пространстве, с регулирующей функцией по совместному проживанию людей, стимулированием и направлением поведения человека в соответствии с социальными требованиями. Его содержание материализуется в моральном идеале, ценностях и нравственных правилах, которые составляют то, что называют «структурой нравственной системы».

Нравственное поведение – это теоретическая модель, выражающая моральную квинтэссенцию человеческой личности в форме образа нравственного совершенства. Его сущность проявляется в моральных ценностях, нормах и правилах.

Прототипы морали

Моральные ценности отражают общие требования и требования нравственного поведения в свете идеальных предписаний с практически бесконечным диапазоном применимости.

Мы помним, например, некоторые из самых значительных моральных ценностей, это: патриотизм, гуманизм, демократия, справедливость, свобода, честность, честь, достоинство, скромность и т. д. Каждая из них соответствует значению хорошо-плохо, честно-нечестно, героизм-трусость и т. д.

Моральные нормы также являются нравственными требованиями, разработанными обществом или более ограниченным сообществом, в которых излагаются прототипы морального поведения для конкретных ситуаций (школьная, профессиональная, семейная жизнь).

Выражая требования моральных ценностей, они имеют более ограниченную сферу действия, чем те, что принимают форму разрешений, облигаций, запретов, которые приводят к определенным формам действий. Мораль формы общественного сознания является источником нравственного содержания образования и эталонной базы для его оценки.

Моральный аспект общественного и индивидуального сознания принадлежит к идеальной сфере, в то время как мораль принадлежит к сфере реальности. Нравственность предполагает эффективные нормативные требования морали, нравственную позицию, переведенную от идеала в реальность. Вот почему нравственное воспитание стремится превратить мораль в добродетель.

Формирование человека

Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом.

Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит.

Нравственное поведение – это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.

Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль.

Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.

Гражданская совесть

С целью морально-гражданского воспитания основными задачами этого компонента образования являются: формирование нравственно-гражданской совести и формирование нравственного и гражданского поведения.

Следует отметить, что это разделение между теоретическими и практическими задачами делается из дидактических соображений, несколько искусственных, потому что морально-гражданский профиль субъекта развивается одновременно с обеих сторон, принимая как информацию, так и действие, чувства, убеждения-факты.

Формирование нравственно-гражданской совести

Морально-гражданская совесть состоит из системы морали, нравственных норм и знаний о ценностях, законах, нормах, регулирующих отношения человека с обществом.

Сюда включаются заповеди, которые индивид использует в своем положении и в рамках многочисленных социальных отношений, в которых он участвует.

С психологической точки зрения морально-гражданское сознание включает в себя три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.

Положительные действия

Когнитивный компонент предполагает знание ребенком содержания и требований ценностей, моральных и гражданских норм. Их знание не ограничивается простым запоминанием, а предполагает понимание требований, которые они подразумевают, понимание необходимости их соблюдения. Результаты этих знаний отражены в формировании нравственных и гражданских представлений, понятий и суждений.

Их роль состоит в том, чтобы привести ребенка во вселенную нравственных и гражданских ценностей, заставить его понять необходимость их соблюдения. Без знаний нравственных и гражданских норм ребенок не может вести себя в соответствии с требованиями, которые возникают у общества.

Но, несмотря на необходимость морально-гражданского поведения, моральное и гражданское знание не связано с простым присутствием правил. Для того чтобы они стали мотивационным фактором для запуска, руководства и поддержки морально-гражданского поведения, они должны сопровождаться рядом эмоциональных положительных чувств.

Это приводит к необходимости эмоциональной составляющей сознания формирования нравственного поведения.

Внешние препятствия

Аффективный компонент обеспечивает энергетический субстрат, необходимый для проведения нравственных и гражданских знаний. Эмоции и чувства субъекта к моральным и гражданским командам подчеркивают, что он не только принимает ценности, нормы, моральные и гражданские правила, но и живет и идентифицируется с ними.

Из этого следует, что и нравственные нормы поведения в обществе, и аффективная привязанность необходимы для морально-гражданского взаимодействия.

Однако их недостаточно, потому что часто при выполнении моральных и гражданских действий может существовать ряд внешних препятствий (временные проблемы, неблагоприятные обстоятельства) или внутренние (интересы, желания), для которых необходимы усилия или, другими словами, требуется вмешательство волевого компонента.

Духовные потребности

Из слияния трех компонентов морального и гражданского сознания вытекают убеждения как продукт познавательной, аффективной и волевой интеграции в психическую структуру человека.

Сформировавшись, они становятся «истинными духовными потребностями», ядром нравственного сознания и создают условия для того, чтобы человек совершил прыжок из мотивированного внешнего поведения и закрепил свое социально-нравственное поведение.

Источник: http://fb.ru/article/380677/nravstvennoe-povedenie---eto-nravstvennyie-normyi-tsennosti-i-pravila

Этические нормы и правила поведения в обществе – Все актуальные новости

Основные правила нравственного поведения

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком.

Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого.

Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом — во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

  • мимика;
  • движения;
  • разговорная речь.

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное — понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности — физическую.

Виды

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения — создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.

Рекомендуемая этика характеризуется соблюдением следующих негласных правил:

  • важно помнить о чувстве собственного достоинства;
  • не забывать о скромности;
  • всегда с уважением относиться к людям и даже мысленно не ограничивать какие-либо их права.

Мотивы общения при этом являются определяющим фактором, их тоже можно разделить на несколько типов.

  • Положительные: в этом случае человек старается сделать собеседника счастливее, уважить его, проявить любовь, понимание, создать интерес.
  • Нейтральные: здесь присутствует лишь информационная передача одного лица другому, например, во время работы или другой деятельности.
  • Отрицательные: возмущение, гнев и прочие подобные чувства — все это допустимо, если приходится сталкиваться с несправедливостью. Однако важно держать себя в руках, чтобы такие мотивы не превратились в противозаконные действия.

Даже последний пункт относится к этичности, как и остальные, ведь все перечисленное основано на побуждениях высокой морали. Совсем другое дело, когда человек руководствуется низменными побуждениями, желая совершить обман, месть или специально лишить кого-то хорошего настроения. Подобное поведение противоположно этике, хотя и может иметь некоторые исключения.

Разумеется, общие этические принципы касаются каждого человека, кем бы он ни был, однако так называемый деловой мир успел создать и собственные правила общения, которые также необходимо соблюдать, находясь в соответствующей среде. На самом деле отличаются они только наличием постоянной формальности. Звучат эти нормы весьма доступно.

  • Абсолютной истины нет даже в морали, и она — высший людской судья.
  • Хочешь изменить мир — начни с себя. Хваля окружающих, в свою сторону находи претензии. Прощая проступки других, себя всегда наказывай.
  • Только от самого человека зависит то, как к нему будут относиться.

Каждой организации рекомендуется задуматься о повышении этичности:

  • разработать специальные этические нормативы;
  • создать личные комиссии по этике;
  • правильно обучить работников и привить им уважение к этическим нормам и друг к другу.

Благодаря подобным решениям создается некий терапевтический эффект для всего коллектива, помогающий создать или улучшить нравственную атмосферу, повысить лояльность и не забывать о морали. Репутация фирмы также будет повышаться.

Основные правила

Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам.

Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве.

Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

  • Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.
  • Имена — очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.
  • Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.
  • Видя значительное возрастное отличие, младший должен представиться старшему в первую очередь.
  • По возможности следует подняться, когда происходит знакомство.
  • Когда знакомство уже произошло, продолжает взаимодействие тот, кто выше по званию или положению в обществе или старший по возрасту человек. Иной расклад возможен при возникновении неловкого молчания.
  • Если пришлось сесть с незнакомыми людьми за один стол, необходимо перед началом трапезы совершить знакомство с сидящими рядом.
  • При пожимании руки взгляд должен быть направлен в глаза человека напротив.
  • Ладонь для рукопожатия вытягивается в вертикальном положении ребром вниз. Данный жест показывает, что собеседники равны.
  • Жесты — такая же важная составляющая общения, как и слова, поэтому необходимо следить за ними.
  • Пожимать руку в перчатке не стоит, ее лучше снять даже на улице. Однако женщинам делать это необязательно.
  • После встречи и приветствия обычно узнают о том, как дела у собеседника, или как он поживает.
  • разговора не должно затрагивать темы, обсуждение которых доставят одной из сторон дискомфорт.
  • Мнения, ценности и вкусы — вещи личного характера, их следует либо не обсуждать вообще, либо делать это с осторожностью, чтобы не ранить ничьи чувства.
  • При желании показать свою личность с лучшей стороны, нельзя хвалить себя, иначе получится добиться противоположного результата, так как хвастовство не поощряется.
  • Тон разговора всегда должен оставаться максимально вежливым. Собеседник, скорее всего, не виноват, в проблемах личных взаимоотношений другого человека, и угрюмый вид его только оттолкнет и расстроит.
  • Если место действий — это компания из трех и более человек, то не следует шептаться с кем-то.
  • После окончания разговора важно грамотно и культурно попрощаться, чтобы не допустить непростительного нарушения.

Не только взрослые, но и дети должны с сознательного возраста знать перечисленные правила, регулирующие их поведение в будущем.

Регламентировать этику и хорошие манеры для своего чада — это значит вырастить его достойным человеком, которого примут в общество. Однако следует не только рассказывать малышам, как следует вести себя с другими людьми.

Гораздо важнее показывать это на собственном примере, служащим доказательством правильного поведения.

Мораль и этикет

Данные понятия — это целая наука об учтивости и вежливости. Мораль также можно назвать кодексом нравственности и приличия. Все это влияет на поведение людей, их общение и отношение друг к другу. Существует множество исторических примеров управления обществом, особенно заинтересованном в нравственности.

Устоявшиеся нормы, включенные в понятие об этикете, определяют тип конкретного человека, относя его, например, к добрым или злым, в зависимости от того, каким образом он себя подает на людях.

Бессмысленно отрицание большого влияния моральных устоев на культуру всего мира, начиная с древних времен. С тех самых пор и по сей день неофициальные правила передаются от родителей к детям.

Что-то остается неизменным веками, а другое видоизменяется, когда полностью утрачивает свою актуальность.

Это значит, что для каждого времени существуют собственные понятия, как и для каждого отдельного народа или даже отдельно взятой семьи.

Дискуссии по поводу правильности или ошибок в личных суждениях люди, разные по складу своего характера и воспитанию, могут вести бесконечно, однако у каждого найдутся свои аргументы в пользу того или иного принципа или напротив возражения.

О том, как правильно вести себя в обществе, смотрите в видеоролике ниже.

Этические нормы и правила поведения в обществе — советы и рекомендации по одежде и этикету на NewsForeverl.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Источник: https://NewsForever.ru/eticheskie-normy-i-pravila-povedeniia-v-obshestve/

Правила нравственного поведения

Основные правила нравственного поведения

Благодаря соблюдению правил поведения, вы не только совершенствуете свою собственную моральную устойчивость, но также оказываете высшую услугу окружающим, не принося им страданий.

В каждой стране и в каждом обществе есть перечень поступков, которые считаются нравственными в имеющемся социальном контексте. То, какие поступки входят в этот перечень, часто связано с интересами общества и его правовой системой.

Поступок считается правильным, если он не нарушает закон и не преступает общественные или личные интересы. Правила из этого перечня обычно являются гибкими и в них время от времени вносятся изменения для поддержания соответствия изменившимся условиям.

Хотя они и важны для общества, но эти стандарты не могут служить надёжным руководством к абсолютным принципам нравственности, которые применимы везде и всегда.

В отличие от этого, буддийские правила поведения не являются продуктом человеческого ума. Они не основаны на внутриобщинной этике, которая затем уступила место современным гуманистическим правилам.

Буддийская нравственность основана на всеобщем законе причины и следствия (кармы) и рассматривает плохие и хорошие поступки с точки зрения того, как они влияют на самого человека и окружающих.

Нельзя считать хорошим поступок, который приносит благо себе, но, в то же время, приносит физические и умственные страдания другому существу.

Буддийская нравственность отвечает на очень распространённый и критически важный вопрос: как определить, является ли поступок хорошим или плохим? В соответствии с учением Будды, ответ достаточно прост. Качество поступка зависит от намерения или мотивации (cetana), от которой он происходит.

Если человек совершает поступок, основанный на алчности, ненависти и неведении, то этот поступок считается неумелым [т.е. дурным]. С другой стороны, если поступок совершён от доброжелательности, щедрости и мудрости, то он считается умелым [т.е. хорошим].

Алчность, ненависть и неведение называются “тремя корнями неумелой кармы”, а доброжелательность, щедрость и мудрость “тремя корнями умелой кармы”. Слово “корень” относится к намерению, от которого происходит поступок.

Поэтому, неважно как человек пытается скрыть сущность поступка, истину можно найти путём анализа породивших его мыслей, потому что именно ум является причиной действий речи и тела.

В буддизме считается, что первоочередная задача человека – очистить ум, который загрязнён алчностью, ненавистью и неведением. Причина этого кроется не в страхе или в желании порадовать каких-то божественных сущностей, потому что, если бы это было так, человека следовало бы считать существом с недостаточной мудростью.

Тогда бы он действовал только из страха, подобно маленькому ребёнку, который ведёт себя хорошо из-за страха наказания за плохое поведение. Буддисты должны совершать поступки от понимания и мудрости.

Они совершают хорошие дела благодаря осознанию того, что тем самым совершенствуется их нравственность (sīla), которая служит фундаментом духовного роста, ведущего к Освобождению. Кроме того, буддисты осознают, что их счастье и страдание создаётся ими самими, благодаря действию закона кармы.

Чтобы снизить вероятность появления проблем и несчастий в жизни, они совершают усилие, направленное на избежание дурного. Они творят добро благодаря знанию, что эти поступки принесут мир и счастье. Раз каждый ищет счастья в жизни, и раз каждый может создать условия для счастья, то есть очевидная причина совершать хорошие дела и избегать плохих.

Поэтому, искоренение умственных загрязнений, которые являются источником всех антиобщественных поступков, принесёт большое благо и другим членам общества. Так, совершенствуясь в духовном плане, помогаешь другим вести спокойную жизнь.

Пять правил поведения

Буддийская нравственность для мирян заключается в пяти правилах поведения, в которых можно выделить два уровня. Во-первых, они позволяют людям жить друг с другом в цивилизованном обществе со взаимным доверием и уважением. Во-вторых, они являются отправной точкой на духовном пути к Освобождению.

В отличие от заповедей, которые считаются божественными законами, установленными для людей, правила поведения принимаются добровольно, особенно в том случае, когда люди осознают пользу принятия руководства к совершенствованию, чтобы дисциплинировать тело, речь и ум. Причина следования правилам – это понимание, а не страх перед наказанием.

Убеждённые буддисты должны ежедневно напоминать себе о следовании пяти правилам. Они таковы:

  1. Я принимаю правило воздерживаться от лишения жизни
  2. Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дано
  3. Я принимаю правило воздерживаться от половой распущенности
  4. Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи
  5. Я принимаю правило воздерживаться от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

Считая правила поведения обычным набором указаний о том, от чего нужно воздерживаться, буддисты должны напоминать себе, что благодаря соблюдению этих правил, они совершают и практику пяти добродетельных качеств.

В то время как пять правил поведения учат, чего не нужно делать, пять добродетельных качеств указывают на те факторы, которые следует развивать, а именно доброжелательность, отрешение, удовлетворённость, правдивость и памятование.

Когда люди соблюдают первое правило “не убивай”, они контролируют свою ненависть и воспитывают доброжелательность. Во втором правиле они контролируют жадность и воспитывают отрешение или непривязанность.

Благодаря третьему правилу, они ставят под контроль чувственную страсть и совершенствуют удовлетворённость. Соблюдая четвёртое правило, люди воздерживаются от лживой речи и воспитывают правдивость, а благодаря пятому правилу избегают ненужного возбуждения ума и развивают памятование.

Поэтому, с пониманием добродетельных качеств, люди осознают, что соблюдение пяти правил не делает их замкнутыми, критикующими самих себя и негативными. Правила делают их положительными личностями, наполненными любовью и заботой, а также другими качествами, присущими тем, кто живёт нравственной жизнью.

Правила поведения задают основу духовной практики в буддизме. Их цель – уничтожить грубые страсти, выражающиеся через мысли, речь и поступки. Правила – это незаменимая основа для тех, кто желает совершенствовать свой ум. Не обладая основой в форме правил, способности, обретаемые в медитации можно начать применять со злым умыслом и ради эгоистичных целей.

Восемь правил поведения

Во многих буддийских странах среди последователей есть обычай практиковать Восемь Правил по определённым дням месяца, например в полнолуние и новолуние. Буддисты-миряне приходят в храм рано утром и проводят там круглые сутки, соблюдая эти правила.

Таким образом, они на время отстраняются от повседневной жизни, на которую накладывают отпечаток материальные и чувственные потребности.

Целью соблюдения Восьми Правил является развитие спокойствия и способности к расслаблению, тренировка ума и духовное самосовершенствование.

Во время практики соблюдения Восьми Правил, прихожане занимаются чтением буддийских книг, слушанием лекций по учению Будды, медитацией и помощью храму в его деятельности. На следующее утро они переходят от соблюдения Восьми Правил к соблюдению Пяти Правил, предназначенных для повседневного следования. В это время мирские последователи возвращаются домой, и продолжают обычную жизнь.

Восемь Правил Поведения предписывают избегать следующего:

  1. убийства
  2. воровства
  3. половых актов
  4. лжи
  5. принятия опьяняющих средств
  6. принятия пищи после полудня
  7. танцев, слушания музыки, участия в развлекательных мероприятиях, использования гирлянд, духОв и подобных вещей, предназначенных для украшения человека
  8. использования для сна высоких и роскошных постелей.

Некоторым трудно понять важность некоторых из перечисленных здесь правил. Они думают, что буддисты настроены против танцев, пения, музыки, кино, духОв, украшений и роскошных предметов. В буддизме нет такого правила, в котором говорится, что мирские последователи должны избегать всего этого.

Те, кто воздерживаются от подобных развлечений – это глубоко убеждённые буддисты, которые соблюдают правила только небольшой промежуток времени с целью самодисциплины.

Воздерживаться от этих развлечений и украшений следует для того, чтобы успокоить чувства, пусть даже на несколько часов, и тренировать свой ум, чтобы не попасть в рабство к чувственным удовольствиям. Эта практика позволяет человеку осознать, что украшения только усиливают веру в вечную душу или эго.

Они увеличивают страсти, возникающие в уме, и возбуждают эмоции, тормозящие духовное развитие. Практикуя время от времени подобные ограничения, люди будут продвигаться на пути преодоления своих слабостей и обретут больший контроль над самим собой. Однако буддисты не считают эти развлечения дурными поступками.

Нам важно понять, что практика соблюдения правил поведения совершается не из страха совершить проступок, а от понимания приносимой пользы в том, что они учат нас быть скромными и жить просто.

Соблюдение правил (как пяти, так и восьми), если оно совершается со старанием и искренностью, несомненно является поступком, приносящим заслуги. Эта практика приносит большое благо как в нынешней жизни, так и в будущих, особенно для развития мудрости и видения-как-есть. Поэтому, необходимо стараться соблюдать эти правила как можно чаще и с должным пониманием.

Редакция перевода от 03.07.2015 13:55

Источник: https://www.theravada.su/node/648

Мораль в жизни человека

Основные правила нравственного поведения

Мировоззрение

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

81 414 15 апреля 2015

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать.

Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать.

В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны.

В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип  гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/moral-v-zhizni-cheloveka.html

Основные этические нормы и принципы общения

Основные правила нравственного поведения

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),справедливость,паритетность (равенство между людьми) и т.д.

    Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

    Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

    Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.

    Рекомендуемые этические нормы общения: сохранение чувства собственного достоинства, скромность, уважительное отношение к другим и т.д.

    Этические нормы также определяются и мотивами общения:

    • Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

      Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

      Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя.

      Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие.

      К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

      Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:

      • В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

        Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

        Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников.

        Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

        В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил.

        Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви.

        Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

        Пондякова Елена · 11 июн, 2014

  • Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/lichnost/97-osnovnye-eticheskie-normy-i-principy-obscheniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.